19 мая 2024 года вступила в силу Директива ЕС 2024/1226 о введении в странах ЕС уголовной ответственности за нарушение и обход ограничительных мер (санкций) ЕС. Задача Директивы — унификация национальных режимов в части уголовной ответственности за нарушение санкций (ограничительных мер). Директива имеет непрямое действие, она обязывает страны ЕС ввести в свои законодательства правила. относительно определения уголовных преступлений и наказаний за нарушение ограничительных мер Евросоюза.
Так, Директива предписывает государствам—членам ЕС криминализовать следующие действия:
• помощь лицам, в отношении которых введены санкции ЕС, в обходе запрета на поездки ЕС;
• торговля санкционными товарами;
• осуществление сделок с государствами или организациями, в отношении которых введены ограничительные меры ЕС,
• предоставление услуг, которые запрещены или ограничены санкциями ЕС: помимо прочего, юридических консультационных услуг, трастовых услуг (доверительное управление имуществом), услуг по связям с общественностью, аудиторских, бухгалтерских и налоговых консалтинговых услуг, консалтинга в области бизнеса и управления, ИТ-консалтинга, и пр.
Требование о криминализации распространяется на консультантов в случае намеренного нарушения ими обязательства сообщать о нарушении ограничительных мер Евросоюза при предоставлении услуг в контексте профессиональной деятельности, таких как юридические, финансовые и торговые услуги.
Директива обязывает страны- члены ЕС криминализовать так называемый «обход» санкций ЕС, при этом в Директиве дается подробное объяснение понятия «обхода» ограничительных мер, которое включает, в числе прочего, предоставление ложной или вводящей в заблуждение информации, включая неполную соответствующую информацию, с целью сокрытия того, что указанное лицо, организация или орган является конечным владельцем или бенефициаром средств или экономических ресурсов, на которые распространяются ограничительные меры Союза, что, согласно Директиве, должно считаться уголовным преступлением.
Наказание за нарушение и «обход» санкций (ограничительных мер) будет включать в себя:
• лишение свободы (для физических лиц), сроком до 5 лет;
• дополнительные штрафы, включая оборотный штраф;
• заморозку активов и денежных средств.
Странам – членам ЕС дается 12 месяцев, чтобы интегрировать требования Директивы в национальное законодательство — то есть ввести в свое законодательство единообразные составы преступлений и наказаний за них,
Московское адвокатское бюро Ависта сотрудничает с датскими и международными юридическими фирмами и имеет большую практику в решении различных вопросов при ведении бизнеса в России, с учетом как российского законодательства, так и законодательства стран Европейского Союза. Являясь российским юридическим лицом, МАБ Ависта не связано усилившимися ограничениями в отношении деятельности консультантов-граждан стран-членов ЕС, которые находятся под давлением и угрозой обвинений в нарушении ограничительных мер (особенно в условиях весьма расплывчатых критериев для обвинений), и таким образом, МАБ Ависта в своей работе опирается исключительно за Закон и деловую практику.
МАБ Ависта оказывает консультации по различным аспектам санкционного права, касающимся как российских, так и иностранных лиц, направленные на уменьшение рисков неочевидной ответственности при ведении бизнеса в России, возросших в связи с принятием Директивы, как в отношении бизнесменов, так и в отношении консультантов-граждан стран – членов ЕС.